Колонка наставника. Урок за пределами класса: почему прогулка — это тоже подготовка к уроку английского. 24.09.2025

Ко мне, как к председателю совета ветеранов педагогического труда и учителю английского языка с более чем сорокалетним стажем, часто обращаются молодые коллеги с одним и тем же вопросом: «Как всё успеть?» Планы, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, проверка тетрадей... И мой ответ часто удивляет: «Идите гулять. На свежий воздух».

Ко мне, как к председателю совета ветеранов педагогического труда и учителю английского языка с более чем сорокалетним стажем, часто обращаются молодые коллеги с одним и тем же вопросом: «Как всё успеть?» Планы, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, проверка тетрадей... И мой ответ часто удивляет: «Идите гулять. На свежий воздух». Да, вы не ослышались. Самую ценную подготовку к завтрашнему уроку я часто нахожу не за столом, заставленному учебниками и грамматическими справочниками, а на лесной тропинке, в парке у озера или просто в сквере около дома. Урок английского — это не просто зубрёжка правил и лексики. Это, прежде всего, погружение в язык как в живую, дышащую среду. Чтобы это погружение было интересным для детей, учитель сам должен чувствовать язык живо и современно. А где черпать актуальные примеры и вдохновение? Их не найдёшь в устаревших упражнениях. Они рождаются, когда ты наблюдаешь за миром. Вот я иду по осеннему парку, слышу хруст листвы (the crunch of leaves), вижу, как паутинка (a cobweb) серебрится на солнце. И вдруг в голове рождается идея для целого мини-проекта. Тема «Seasons» оживает: не просто заучивать слова, а описать эту самую паутинку, используя прилагательные (glistening, delicate, silvery). Или обсудить, чем британская осень (autumn) отличается от той, что за окном, вспомнив стихи английских поэтов. Мир вокруг — это готовый, бесплатный и неисчерпаемый аутентичный материал.

Прогулка — это способ «проветрить» мысли и переключиться. Бывало, часами сидишь над планом урока, не можешь придумать хороший lead-in (завязку) для обсуждения. А потом отрываешься от стола, идешь по улице, и само собой в голове выстраивается идеальный крючок (a perfect hook) — история о том, что ты только что увидел, которая идеально проиллюстрирует грамматическую конструкцию Present Continuous: «Look, the leaves are falling, the wind is blowing...».

Но главное — прогулка возвращает нам, педагогам, то самое качество, без которого в нашей профессии нельзя: способность удивляться и быть настоящим. Мы удивляемся первому снегу, пению птицы, необычной вывеске на кафе. А тот, кто умеет удивляться сам, легко может заразить этим чувством детей. Такой учитель придет в класс не с сухим конспектом, а с горящими глазами и живой историей на английском: «You won’t believe what I saw today!» («Вы не поверите, что я сегодня увидел!»).

Так можно ли считать прогулку подготовкой к уроку? Я отвечу так: это лучшая и самая здоровая педагогическая инвестиция в свой профессиональный английский. Это подготовка не конспекта, а своего языкового сознания, наполнение его свежими образами и реальными контекстами для будущих диалогов с учениками. Это возможность вернуться в класс обновленным, наполненным свежим воздухом, новыми идеями и той самой искренней любовью к языку и миру, которую мы хотим передать своим ученикам.

With warm regards,

Нина Владимировна Ануфриева

Председатель совета ветеранов педагогического труда ГБОУ Школа № 1517, учитель английского языка.