Комплексное и всестороннее изучение предметов цикла направлено не только на получение новых знаний, но и на применение теоретических знаний для решения практических задач при выполнении проектной работы и исследования. Задача предмета «Индивидуальный проект» в этом ключе состоит в предоставлении общей подготовки по метапредметным и общеобразовательным компетенциям (soft skills), а также специализированным аспектам выбранной области подготовки (hard skills), в данном случае по предметам «Биология», «Химия» и «Медицина».
Работа над индивидуальным проектом состоит из нескольких этапов: выбора темы, формулирования проблемы и цели исследования, постановки задач работы, подбора методов исследования, проведения практической работы, обработки результатов и формулирования выводов. Важной и неотъемлемой частью всех этапов работы является подбор источников литературы и анализ их содержания. Во-первых, для понимания текущего состояния области и рассмотрения уже имеющихся работ по данной теме. Это важно для формулирования проблемы и цели работы, а также для оценки актуальности исследования. Во-вторых (в соответствии с традиционной структурой исследовательской работы), это необходимо для подготовки развернутого анализа, который будет представлен в главе «Обзор литературы» работы. В-третьих, грамотный подбор источников литературы важен на этапе выбора адекватных методов для проведения исследования. После получения собственных результатов информация из источников литературы может быть использована для сравнения собственных результатов с ранее полученными и описанными в литературе данными.
Современные школьники находятся в огромном информационном пространстве, в котором скорость появления новых данных превышает скорость обработки информации. С одной стороны, нет ничего проще, чем найти интересующую информацию на просторах Интернета, с другой - вопрос о качестве этой информации как никогда актуален. Помимо этого следует помнить, что язык международного общения, в том числе научного, - английский, а значит, наибольшее количество информации и, что важнее, самых новых и последних данных (в том числе российских ученых) в области биологии и медицины публикуется на английском языке. Основываясь на личных предпочтениях, обучающиеся выбирают самые разнообразные темы для проектов из самых разных областей биологии - от экологии и ботаники до молекулярной биологии и медицины, которые обучающиеся медицинских классов школы №1517 имеют возможность выполнять в сотрудничестве с образовательным партнером школы №1517 - городской клинической больницей №52 (ГКБ 52).
Руководство над столь разнообразными проектами также может представлять сложность в том числе и для преподавателя предмета. Учитывая все вышесказанное, закономерно предположить, что поиск интересующей информации может растянуться во времени и превратиться в настоящее испытание для обучающегося и руководителя. Традиционно обучающийся при поиске информации обращается к простому поиску, по ключевым словам, в поисковых системах, и результатом такого поиска являются ссылки на сайты, содержащие реферативные заметки по теме, зачастую без указания первоисточника, что, с одной стороны, не позволяет оценить их достоверность, с другой стороны, не позволяет при желании более глубоко изучить оригинальный материал.
Преподавание биологии и индивидуального проекта в классах медицинского профиля имеет свои особенности: чрезвычайно важно следить за последними достижениями в области, отслеживать последние новости медицины и биологии не на базовом, а на углубленном уровне. Работа над серьезными научными проектами и исследованиями обязывает изучать оригинальные статьи как на русском, так и на английском языке. Все это подводит нас к вопросу: где искать актуальную и достоверную информацию по биологическим и медицинским специальностям?
Биологические и медицинские базы данных
В работе над индивидуальными проектами в медицинском классе мы используем различные российские, городские и международные электронные библиотеки и базы данных, такие как Московская электронная школа, Medline, eLibrary, Google Академия, PubChem. В качестве основной базы данных для поиска последних профильных статей на английском языке используется база данных Medline, поиск статей в которой осуществляется через ресурс PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/). PubMed - это англоязычная текстовая база данных медицинских и биологических публикаций, созданная Национальным центром биотехнологической информации (NCBI). База данных была впервые представлена в 1996 году и к настоящему времени содержит около 25 миллионов цитирований. PubMed документирует медицинские и биологические статьи из специальной литературы, а также дает ссылки на полнотекстовые статьи. В этой базе данных представлено около 3800 биомедицинских изданий. Каждой статье в PubMed присваивается уникальный идентификационный номер PMID. База данных PubMed успешно использовалась при работе над такими индивидуальными проектами, как «Кардиотоксичность химиотерапевтического лечения», «Антибиотики растительного происхождения. Поиск антибиотиков на основе различных сортов зеленого чая», «Создание модели органа на 3D-принтере», «Получение бактерий, синтезирующих белок тропомиозин», «Жизнедеятельность клетки: клеточная смерть (от апоптоза до некроза)», выполненными либо непосредственно в школе №1517, либо в сотрудничестве с городской клинической больницей №52.
В качестве основного источника для поиска профильной литературы на русском языке при подготовке проектов используется ресурс научной электронной библиотеки elibrary (https://elibrary.ru). Платформа eLIBRARY.ru была создана в 1999 году по инициативе РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) для обеспечения российским ученым электронного доступа к ведущим иностранным научным изданиям. С 2005 года eLIBRARY.RU начала работу с русскоязычными публикациями (статьями, диссертациями, учебниками и книгами) и на сегодняшний день является ведущей электронной библиотекой научной периодики на русском языке. Ресурс Google Scholar (или Академия Google) - это поисковая система по полным текстам научных публикаций всех форматов и дисциплин.
Перечисленные базы и системы для поиска научной информации незаменимы на начальном этапе работы над проектом, а также при написании обзора литературы. Однако на этом возможности использования баз данных в медицинских классах не ограничиваются. Отдельный тип работ, доступный для выполнения обучающимся старшей школы, - это аналитическое исследование с использованием общедоступных баз данных. Примером такой работы, выполненной обучающейся 10‑го класса школы №1517, является «Перспективы применения препарата иматиниб при лечении острых форм лейкоза в современной клинической практике». В работе над проектом использовались следующие базы данных: PubChem и Sider 4.1. База данных PubChem (https://pubchem.ncbi.nlm.nih.gov/) представляет собой базу данных различных химических соединений, информацию об их свойствах и биологической активности). Система поддерживается Национальным центром биотехнологической информации (NCBI) Национальной медицинской библиотеки, которая является частью Национального института здравоохранения США (NIH). PubChem содержит описания веществ и небольших молекул с менее чем 1000 атомами и 1000 связями. База данных Sider 4.1 (http://sideeffects.embl.de/) содержит информацию о продаваемых лекарствах и их зарегистрированных побочных реакциях. Информация извлекается из общедоступных документов и ссылок. Доступная информация включает в себя частоту побочных эффектов, классификации лекарств и побочных эффектов, а также ссылки на дополнительную информацию, например отношения «лекарство - мишень». Основная задача автора работы, посвященной препарату иматиниб, состояла в том, чтобы проанализировать доступную информацию по различным поколениям препаратов, обладающих терапевтическим действием при лечении лейкозов. В работе было проведено сравнение тяжести и количества вызываемых побочных эффектов, проанализированы количество и направленность текущих и прошедших клинических исследований, доступность препарата по количеству производителей, и на базе этой информации сформулированы закономерности, а также предложен прогноз дальнейшего использования препарата иматиниб в клинике.
Использование медицинских и биологических баз данных в классах проекта «Медицинский класс в московской школе» возможно не только для успешной работы над исследованием и проектом, но и на уроках биологии и химии, а также для привлечения и развития интереса обучающихся к данной предметной области. Помимо этого умение искать, подбирать и анализировать специализированную информацию, несомненно, пригодится обучающемуся в его дальнейших профессиональном обучении и деятельности.
Виктория НЕФЁДОВА, учитель индивидуального проекта школы №1517, кандидат биологических наук;
Юлия ТЕЛЬНАЯ, заместитель директора школы №1517
Источник: http://www.ug.ru/archive/80971